Урок русского языка по теме "Антонимы"
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Антонимы.
Цель деятельности учителя: создать условия для применения знаний об «Антонимах» при создании собственного текста, , работать с учебником и словарём.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем, применяют знания об антонимах для создания собственного текста, сравнивают тексты свои и авторский.
Метапредметные: познавательные – определяют значение слова антоним, выстраивают логические суждения, делают выводы о роли антонимов в речи.
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
Регулятивные: принимают и сохраняют знания по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах и группах.
Образовательные ресурсы: http://пословица-поговорка.рф/poslovicy/poslovicy-s-antonimami
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-pravde/
Культурный образец Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель: М. В. Панов Издательство: Педагогика Год: 1984
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
УУД
|
1
|
Организационный момент
|
Приветственное слово учителя:
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
|
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях
|
|
2
|
Актуализация знаний
|
I. Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной, нелицеприятной,
А бывает просто суетой.
II. Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной…
Правда же бывает только правдой.
(Ф. Кривин «Лики лжи».)
а) Прочитайте текст.
б) Обратите внимание на выделенные в первой части стихотворения слова, как называются такие пары слов, в чем их особенность? Обсудите в парах, как называются эти слова, в чем особенность этих слов
в) Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр.73).
|
Читают текст, обращая внимание на выделенные слова,
Обсуждают в парах, как называются эти слова, в чем их особенность.
Делают вывод и сравнивают с эталоном в учебнике.
Проводят самоконтроль.
|
Познавательные: умеют определять лингвистический термин, объяснять особенность антонимов.
Регулятивные: анализируют и обосновывают языковой материал со своей точки зрения. Сопоставляют свои суждения с теоретическим материалом в учебнике.
Коммуникативные: умеют организовывать деятельность в паре.
|
3
|
Введение в тему
Определение темы и целей урока.
|
Тема урока «Антонимы»
Цель урока: определить, что знают об антонимах, что узнали из статьи учебника, находить пары антонимов в тексте, применять слова – антонимы для создания собственного текста.
|
Формулируют тему и цели урока.
|
Познавательные: умеют формулировать тему, определяют цель урока.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствие с поставленными задачами.
|
4.
|
Открытие нового знания.
|
I. Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной, нелицеприятной,
А бывает просто суетой.
II. Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной…
Правда же бывает только правдой.
(Ф. Кривин «Лики лжи».)
г) Найдите и выпишите из части второй антонимы, какую роль играют эти слова в данном тексте, какая пара антонимов «лишняя», докажите свою точку зрения.
|
Дети выписывают антонимы, обсуждают в группах: Какую роль играют эти слова в данном тексте, делают выводы.
Обсуждают, какая пара антонимов «лишняя»
|
Проблемное объяснение нового материала.
УУД:
Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов.
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
|
5.
|
Физкультминутка
|
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки
Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
|
Выполняют движения за учителем
|
|
6.
|
Закрепление знания
Работа со словарем
|
Как вы думаете, в каких словарях можно найти значения антонимов
· Найдите значение этих слов (правда-ложь) в толковом словаре.
|
Обсуждают в группах виды словарей, называют их (толковый, антонимов) определяют значение слов.
|
Познавательные: поиск информации в словаре.
Регулятивные: анализируют существующие словари, делают вывод.
Коммуникативные: обсуждают в группах, анализируют.
|
7.
|
Творческая работа
|
· Вспомните крылатые слова или пословицы, в которых употреблены эти антонимы.
· Обсудите в группе смысл данных пословицы, составьте текст по предложенной пословице.
С ложью правда не дружит. Горькая правда приятней сладкой лжи. Лжи много, а правда одна. Правда — кусок заработанный, а ложь — краденый, (представители групп по жребию определяют пословицу.)
|
Обсуждают в группах крылатые слова и пословицы, в которых употреблены эти антонимы.
Составляют текст.
|
Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется смысл пословиц и крылатых слов. Работа над составлением текста
|
8.
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
|
Сравните текст Ф. Кривина и ваш текст, что их объединяет, чем они различаются.
I. Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной.
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной,
Слишком сложной и совсем простой.
Ложь бывает грешной и святой,
Скромненькой бывает и нарядной,
Выдающейся и заурядной,
Откровенной, нелицеприятной,
А бывает просто суетой.
II. Ложь бывает страшной и смешной,
То всесильной, то совсем бесправной,
То униженной, то своенравной,
Мимолетной или затяжной.
Ложь бывает дикой и ручной,
Будничной бывает и парадной,
Вдохновенной, скучной и иной…
Правда же бывает только правдой.
(Ф. Кривин «Лики лжи».)
|
Сопоставляют и обсуждают тексты в группе, находят общее и различия. Делают вывод.
|
Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом при обсуждении текста, выслушивают точку зрения каждого. (Регулятивные: наблюдают, анализируют тексты.
|
9.
|
Подведение итогов
|
Выступление представителей групп с зачитыванием собственных текстов.
Оценивание текстов учащимися. Чей текст наиболее точно передаёт смысл пословицы? Удачно ли подобраны антонимы?
|
Обсуждают прослушанные тексты и дают оценку.
|
Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом при обсуждении текста, выслушивают точку зрения каждого. (Регулятивные: наблюдают, анализируют тексты.
|
10.
|
Домашнее задание
|
Объявление дифференцированного домашнего задания.
Повышенный уровень: составить текст о правде, используя антонимы.
Базовый: упражнение 106.
|
|
|
11.
|
Рефлексия
|
Ребята, продолжите предложение:
Сегодня на уроке я повторил(а)…
Яузнал(а)…
Научился(ась)…
Самым интересным было…
Вызвало затруднения…
|
Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
|
Познавательные: рефлексия деятельности.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов.
Личностные: самоопределение, самооценка, адекватное понимание причин успеха-неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
Оценка результатов.
Высокий уровень: самостоятельно формулируют определение, находят антонимы в тексте, определяют роль антонимов в данном тексте, находят нужную информацию в словаре, приводят примеры крылатых слов или пословиц, в которых употреблены антонимы, объясняют смысл пословиц, составляют текст по предложенной пословице.
Средний уровень: самостоятельно формулируют определение, находят антонимы в тексте, определяют роль антонимов в данном тексте, находят нужную информацию в словаре, не приводят примеры крылатых слов или пословиц, в которых употреблены антонимы, испытывают затруднения в понимании смысла пословиц и создании собственного текста.
Низкий уровень: знают определение, находят антонимы в тексте, находят нужную информацию в словаре, не приводят примеры крылатых слов или пословиц, в которых употреблены антонимы, испытывают затруднения в понимании смысла пословиц и создании собственного текста.
|