Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Место урока в системе уроков по данной теме: первый.
Цель деятельности учителя: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся формулируют правило о правописании приставок пре- и при-, обозначают приставки в словах, выбирают из орфографического словаря и других источников слова с приставками пре- и при- , значения которых трудно определить;
метапредметные: обучающиеся должны уметь определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты,
личностные: ориентируются на учет чужой точки зрения, стремятся к речевому самосовершенствованию.
Методы и приёмы обучения: приём «Данетки», приём погружения в проблему, лингвистическая сказка, частично-поисковый метод
Формы работы на уроке: парная, групповая
Образовательные ресурсы: учебник под редакцией Е. А. Быстровой
Оборудование, наглядность: раздаточный материал, эталон для самопроверки, мультимедийная презентация
Ход урока
1этап. Организационный момент
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
К уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам!
Молодцы! Все улыбнулись! А вы знаете, что улыбка-это для здоровья лучшая таблетка?
2 этап. Актуализация знаний. Сбор возле автобуса
Ребята, сегодня нам предстоит побывать в одном из городов страны Лингвинии, в Приставкине. В путешествие мы отправимся на комфортабельном автобусе. Нас ждёт много интересного, познавательного, но на нашем пути встретятся и трудности. Чтобы преодолеть все препятствия во время путешествия, нам необходимо быть дружными, сообразительными, наблюдательными, проявить смекалку и находчивость.
Чтобы, наконец, отправиться в путь, нужно приобрести проездные билеты. Проездным билетом станет для вас правильный ответ на поставленный вопрос. Отвечать словами да или нет.
Вопросы:
1. Я утверждаю, что морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. (Да.)
2. На мой взгляд, приставка-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Нет.)
3. Трудно оспорить тот факт, что корень является основной частью слова. (Да.)
4. Я утверждаю, что окончание - изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа и падежа, лица. (Да.)
5. На мой взгляд, суффикс - значимая часть слова, которая не служит для образования новых слов. ( Нет.)
6. Я утверждаю, что в приставках, оканчивающихся на з (с) перед гласными и звонкими согласными пишется с, а перед глухими –з. (Нет.)
Взаимопроверки в парах. Объяснение ошибок.
Эталон проверки
Итак, вы приобрели билеты, верно ответив на поставленные вопросы. Наше путешествие начинается. В добрый путь! Впереди у нас встреча с городом Приставкиным.
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично высказываться по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками;
познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства;
регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном.
3 этап. Подготовка к изучению новой темы (создание проблемной ситуации). (Остановка по требованию).
Ребята, на телефон пришло сообщение (текст на слайде)
-Пр...бываем в Приставкин на автобусе, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.
С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-
- В какой морфеме отсутствуют буквы? ( В приставке.)
- Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? (Нет.)
- Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (На приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке.)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках пре- и при-)
Какова цель урока? ( Сформулировать правило о правописании гласных Е, И в приставках в приставках пре- и при-; научиться применять это правило для написания слов с приставками пре- и при-)
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
познавательные УУД: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать аналитические умения,
регулятивные УУД: уметь ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
4 этап. Объяснение нового материала. Работа с текстом, заполнение таблицы, сравнение с эталоном. (Остановка Премудрая).
1. Взаимообучение. Работа в группах
Учащиеся знакомятся с текстом, заполняют таблицу, объясняют друг другу новый материал. Учитель в случае необходимости помогает им.
2. Запись таблицы в тетрадях
Пре-
|
При-
|
1. = ОЧЕНЬ
|
1. Приближение
|
2. = ПЕРЕ-
|
2. Присоединение
|
|
3. Неполнота действия
4. Близость (= ОКОЛО)
|
|
|
Текст «Из приключений Ошибкина …»
Костя ждал Лену, сидя на скамейке. Он был не один. Рядом сидело слово ТВОРИТЬ и о чем-то сосредоточенно думало. К нему подошла приставка ПРИ- и, вежливо извинившись, попросила разрешения сесть рядом. ПРИ- и ТВОРИТЬ быстро нашли общий язык. Они мило о чем-то разговаривали, когда к ним вразвалочку приблизилась ПРЕ-.
— Чем занимаетесь? — поинтересовалась ПРЕ-.
— Да вот,— смущенно проговорило ТВОРИТЬ,— решили соединить свои судьбы.
— Что? — возмущенно воскликнула ПРЕ-. — Вот с этой? — и она указала пальцем на ПРИ-.— О, я знаю коварную приставку.
Она хитро приблизится, присоединится или будет обозначать только неполное действие. Она не может принести счастье!
— Извините,— сказала робкая ПРИ-,— но я, как некоторые, не уподобляюсь другим приставкам. Да, я обозначаю приближение, присоединение, близость и неполноту действия, но этим горжусь. А вы лишь похожи по значению на слово ОЧЕНЬ и приставку ПЕРЕ-; своего собственного лица вы не имеете. Наверное, поэтому вы находитесь в таких непривлекательных словах: ПРЕГРАДА, ПРЕСТУПНИК, ПРЕДАТЕЛЬ.
— Перестаньте ссориться,— спокойно сказало слово ТВОРИТЬ,— обещаю, что никто не будет обижен. Я согласно соединиться с ПРИ- и буду при этом обозначать неполноту действия:
ПРИТВОРИТЬ дверь. Но я готово соединиться и с ПРЕ-, отдаленно напоминающую ПЕРЕ-, и буду обозначать совершенное действие:
ПРЕТВОРИТЬ мечту в жизнь.
ПРЕгордо подошла и села рядом; ПРИ-, правда, уже не унывала. И они продолжили разговор втроем.
ВНИМАНИЕ!
Запомните пары слов, в которых написание Е — И зависит от лексического значения: пребывать (в плохом настроении) — прибывать (на вокзал);
предать (кого-то) — придать (форму изделию);
претворить (мечту в жизнь) — притворить (дверь);
преклонить (колени перед кем-то) — приклонить (ветку к земле).
Выступление от групп
- Ребята, давайте обратимся к учебнику (стр. 48-49). Какой информации нет в учебнике?
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
познавательные УУД: уметь находить и выделять необходимую информацию в тексте;
регулятивные УУД: уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Физкультминутка (презентация) Остановка «Привал»
5 этап. Первичное закрепление
Восстановление текста сообщения.
Впишите недостающие буквы в текст и объясните свой выбор. Сверьте с эталоном.
«Прибываем в Приставкин на автобусе, приходящем ровно в 10.00 на пригородный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем приступить к работе.
С пламенным приветом приставки Пре- и При-
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
познавательные УУД: уметь осуществлять контроль и давать оценку процессу и результатам деятельности;
регулятивные УУД: осуществлять контроль и проверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
6 этап. Дальнейшая отработка знаний и умений. Остановка «Преобразующая»
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Игра «Наведи порядок»
— Слова ярким весенним днем гуляли по лесу. Погода была замечательная. Время шло. Увлеченные, они не заметили, как стемнело. Пора было собираться домой. Одни — с буквой И — шли в свою деревню, другие — с буквой Е — в свою… Наступило утро. О, ужас!
Оказывается некоторые слова заблудились и попали не в свою деревню, перепутав ночью, куда шли..
Найдите заблудившиеся слова и верните их к товарищам. Надпишите буквы над столбиками.
Пр..зидент, пр..ступник, пр..чудливый, пр..небречь, пр..делать, пр..датель,
пр..усадебный, пр..открыть, пр..школьный, непр..косновенный, пр..мьера,
пр..сутствие.
Упр 77 (по заданию).
7 этап. Подведение итогов урока. Остановка «Приобретённая»
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ее достичь?
-Каким способом? Восстановите алгоритм действий. ( Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:
1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и. При затруднении обратиться к словарю
- Где можно применить новые знания?
Рефлексия
Приём «Лесенка»
Формируемые универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
познавательные УУД: уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
регулятивные УУД: уметь осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Д/з
1 группа (сложные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.