Логотип компании Пупкин

Меню  
 
 


Случайная фраза  
 
Всем хорошего настроения!!!

Сегодня: среда 17 июля 2024 г.
 


Полезное  
 
 
Урок в 5 классе .Русский язык  
 
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Место урока в системе уроков по данной теме: первый.

Цель деятельности учителя: расширить понятийную  базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся формулируют  правило о правописании приставок пре- и при-, обозначают приставки в словах, выбирают из орфографического словаря и других источников слова с приставками пре- и при- , значения которых трудно определить;

метапредметные: обучающиеся должны уметь определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты,

личностные: ориентируются на учет чужой точки зрения, стремятся  к речевому самосовершенствованию.

Методы и приёмы обучения: приём «Данетки», приём погружения в проблему, лингвистическая сказка, частично-поисковый метод

Формы работы на уроке: парная, групповая

Образовательные ресурсы: учебник под редакцией Е. А. Быстровой

Оборудование, наглядность: раздаточный материал, эталон для самопроверки, мультимедийная презентация

 

Ход урока

 

1этап. Организационный момент

Давайте, друзья, улыбнемся  друг другу.

  К уроку готовы?

 Тогда за работу,  удачи желаю я вам!

Молодцы! Все улыбнулись! А вы знаете, что улыбка-это для здоровья лучшая таблетка?

2 этап. Актуализация знаний. Сбор возле автобуса

Ребята, сегодня нам предстоит побывать в одном из городов страны Лингвинии, в Приставкине. В путешествие мы отправимся на комфортабельном автобусе. Нас ждёт много интересного, познавательного, но на нашем пути встретятся и трудности. Чтобы преодолеть все препятствия во время путешествия, нам необходимо быть дружными, сообразительными, наблюдательными, проявить смекалку и находчивость.

Чтобы, наконец, отправиться в путь, нужно приобрести проездные билеты. Проездным билетом станет для вас правильный ответ на поставленный вопрос. Отвечать словами да или нет.

Вопросы:

1.  Я утверждаю, что морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. (Да.)

2. На мой взгляд, приставка-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Нет.)

3. Трудно оспорить тот факт, что корень является основной частью слова. (Да.)

4. Я утверждаю, что окончание - изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа и падежа, лица. (Да.)

5. На мой взгляд, суффикс - значимая часть слова, которая не служит для образования новых слов. ( Нет.)

6. Я утверждаю, что в приставках, оканчивающихся на з (с) перед гласными и звонкими согласными пишется с, а перед глухими –з. (Нет.)

Взаимопроверки в парах. Объяснение  ошибок.

Эталон проверки

Да

Нет

134

256

 

Итак, вы приобрели билеты, верно ответив на поставленные вопросы. Наше путешествие начинается. В добрый путь! Впереди у нас встреча с городом Приставкиным.

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично  высказываться по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками;

познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства;

регулятивные УУД: планировать последовательность действий, осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном.

 

 3 этап. Подготовка к изучению новой темы (создание проблемной ситуации). (Остановка по требованию).

Ребята, на телефон пришло сообщение (текст на слайде)

-Пр...бываем в Приставкин  на автобусе, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

 С пламенным пр…ветом пр…ставки Пре- и При-

 

- В какой морфеме отсутствуют буквы? ( В приставке.)

- Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? (Нет.)

- Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной?  (На приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке.)

         - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?  (Гласные в приставках пре- и при-)

Какова цель урока? ( Сформулировать правило о правописании гласных Е, И в приставках в приставках пре- и при-; научиться применять это правило для написания слов с приставками пре- и при-)

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД:  уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать аналитические умения,

регулятивные УУД: уметь ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

4 этап.  Объяснение нового материала. Работа с текстом, заполнение таблицы,  сравнение с эталоном. (Остановка Премудрая).

1. Взаимообучение. Работа в группах

Учащиеся знакомятся с текстом, заполняют таблицу, объясняют друг другу новый материал.  Учитель в случае необходимости помогает им.

 

2. Запись таблицы в тетрадях

Пре-

При-

1. = ОЧЕНЬ

1. Приближение

 

2. = ПЕРЕ-

 

2. Присоединение

 

 

3. Неполнота действия

4. Близость (= ОКОЛО)

 

 

 

 

Текст    «Из приключений Ошибкина …»

 

Костя ждал Лену, сидя на скамейке. Он был не один. Рядом сидело слово ТВОРИТЬ и о чем-то сосредоточенно думало. К нему подошла приставка ПРИ- и, вежливо извинившись, попросила разрешения сесть рядом. ПРИ- и ТВОРИТЬ быстро нашли общий язык. Они мило о чем-то разговаривали, когда к ним вразвалочку приблизилась ПРЕ-.

— Чем занимаетесь? — поинтересовалась ПРЕ-.

— Да вот,— смущенно проговорило ТВОРИТЬ,— решили соединить свои судьбы.

— Что? — возмущенно воскликнула ПРЕ-. — Вот с этой? — и она указала пальцем на ПРИ-.— О, я знаю коварную приставку.

Она хитро приблизится, присоединится или будет обозначать только неполное действие. Она не может принести счастье!

— Извините,— сказала робкая ПРИ-,— но я, как некоторые, не уподобляюсь другим приставкам. Да, я обозначаю приближение, присоединение, близость и неполноту действия, но этим горжусь. А вы лишь похожи по значению на слово ОЧЕНЬ и приставку ПЕРЕ-; своего собственного лица вы не имеете. Наверное, поэтому вы находитесь в таких непривлекательных словах: ПРЕГРАДА, ПРЕСТУПНИК, ПРЕДАТЕЛЬ.

— Перестаньте ссориться,— спокойно сказало слово ТВОРИТЬ,— обещаю, что никто не будет обижен. Я согласно соединиться с ПРИ- и буду при этом обозначать неполноту действия:

ПРИТВОРИТЬ дверь. Но я готово соединиться и с ПРЕ-, отдаленно напоминающую ПЕРЕ-, и буду обозначать совершенное действие:

ПРЕТВОРИТЬ мечту в жизнь.

ПРЕгордо подошла и села рядом; ПРИ-, правда, уже не унывала. И они продолжили разговор втроем.

 

ВНИМАНИЕ!

Запомните пары слов, в которых написание Е — И зависит от лексического значения: пребывать (в плохом настроении) — прибывать (на вокзал);

предать (кого-то) — придать (форму изделию);

претворить (мечту в жизнь) — притворить (дверь);

преклонить (колени перед кем-то) — приклонить (ветку к земле).

Выступление от групп

- Ребята, давайте обратимся к учебнику (стр. 48-49).  Какой информации нет в учебнике?

      Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

познавательные УУД:  уметь находить и выделять необходимую информацию в тексте;

регулятивные УУД: уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

Физкультминутка (презентация) Остановка «Привал»

5 этап. Первичное закрепление

Восстановление текста сообщения.

Впишите недостающие буквы в текст и объясните свой выбор. Сверьте с эталоном.

 

«Прибываем в Приставкин  на автобусе, приходящем ровно в 10.00 на пригородный вокзал. В 11.30 будем в школе и сможем приступить к работе.

 С пламенным приветом приставки Пре- и При-

 

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

познавательные УУД:  уметь осуществлять контроль и давать оценку процессу и результатам деятельности;

регулятивные УУД: осуществлять контроль и проверку знаний в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

 

6 этап. Дальнейшая отработка знаний и умений. Остановка «Преобразующая»

      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра «Наведи порядок»

— Слова ярким весенним днем гуляли по лесу. Погода была замечательная. Время шло. Увлеченные, они не заметили, как стемнело. Пора было собираться домой. Одни — с буквой И — шли в свою деревню, другие — с буквой Е — в свою… Наступило утро. О, ужас!

Оказывается некоторые слова заблудились и попали не в свою деревню, перепутав ночью, куда шли..

 

Найдите заблудившиеся слова и верните их к товарищам. Надпишите буквы над столбиками.

 

Пр..зидент, пр..ступник, пр..чудливый, пр..небречь, пр..делать, пр..датель,

пр..усадебный,  пр..открыть,  пр..школьный, непр..косновенный, пр..мьера,

пр..сутствие.

Упр 77 (по заданию).

7 этап. Подведение итогов урока. Остановка «Приобретённая»

-Какую цель мы ставили  перед собой в начале урока?

- Удалось ее достичь?

-Каким способом? Восстановите алгоритм действий.  ( Чтобы правильно написать гласную в приставках пре- и при- необходимо:

 1) определить значение приставки (4 значения для приставки при- и 2 для приставки пре-); 2) в соответствии со значением выбрать гласную е или и.   При затруднении обратиться к словарю

- Где можно применить новые знания?

 

Рефлексия

 

Приём «Лесенка»

         

Формируемые универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 познавательные УУД:  уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 регулятивные УУД: уметь осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

Д/з

1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.

Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

 

 
Copyright © cipalex.ru