Логотип компании Пупкин

Меню  
 
 


Случайная фраза  
 


Сегодня: вторник 30 апреля 2024 г.
 


Полезное  
 
 
Не с глаголами  
 
Не с глаголами. Урок русского языка

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Не с глаголами

Место урока в системе уроков по данной теме: 8 урок в теме «Письмо. Орфография». Повторение изученного в начальных классах

Цель деятельности учителя:  актуализировать знания учащихся по теме, организовать работу в группах

Тип урока:  урок актуализации знаний

Планируемые результаты:

Предметные:  применять правило написания НЕ с глаголами в письменной речи

Метапредметные:

Коммуникативные: высказывать свое мнение и слушать партнера

Регулятивные:  осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценку собственной и чужой деятельности, поиск информации

Познавательные: работать с определением лексического значения слова, фразеологизма, применять правило в учебных упражнениях и при создании собственного текста

Личностные: осуществлять самооценку поведения и его корректировку

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, работа в малых группах

Формы работы на уроке: парная, групповая

Образовательные ресурсы: ИКТ

Оборудование, наглядность: Учебник Разумовской М.М., интерактивная доска, словари, Интернет

Ход урока

Актуализация знаний

Прочитайте стихотворение. Определите тему урока.

 

Завести велели мне новые привычки:
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ драться за обедом!
На уроках больше НЕ говорить соседом!
Я согласен даже НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ танцевать на парте!
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и НЕ выучу уроков!

 

Ю. Вронский

 

Задание 1. Работа в парах

Раскройте скобки. Сформулируйте правило правописания глаголов с частицей НЕ. Запишите правило.

 

(Не)забывать, (не)отвечу, (не)взлюбить, (не)будем, (не)годуете, (не)сдобровать, (не)жалеете, (не)доумевать, (не)домогаю, (не)подведешь, (не)бросит, (не)станем, (не)могу.

 

Задание 2 (в парах)

Сравните ваш вариант правила с правилом в учебнике на стр.  38 и выполнение задания с эталоном на листочке 1

 

 

Попробуйте сформулировать цели урока.

 

Цели:

Научиться применять правило в письменной речи

Научиться составлять текст с частицей НЕ

 

 

Задание 3

Впишите синонимичный глагол, который пишется с НЕ слитно. В случае затруднения обращайтесь к словарю. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте.

1.    Он возмущался – он …

2.    Нельзя его принуждать – нельзя его …

3.    Брат удивляется – брат …

4.    Я чувствую себя не совсем хорошо – я …

5.    Шторм бушевал – шторм …

6.    Он чувствовал неприязнь к нему – он его…

Слова для справок: неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, недолюбливать, неистовствовать.

Сверьте свою работу с эталоном (на листочке 2)

Задание 4 (в группе)

 

Попробуйте объяснить значение следующих фразеологических оборотов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю. Выберите 3 понравившихся и составьте с ними предложения. Попробуйте сделать рисунок к 1 из фразеологизмов.

 

Не выходит из головы

Не полезет за словом в карман

Не видеть дальше своего собственного носа

Не находить слов

Не ударить лицом в грязь

Не поминайте лихом

 

Выступление групп и взаимооценка по следующим критериям:

Оригинальность рисунка

Уместность и точность употребления фразеологизма

 

 

Задание 5 (в группах)

 

Вернитесь к стихотворению Ю. Вронского.  Определите смысловую роль частицы НЕ в данном тексте.

Придумайте и запишите «Правила поведения в нашей школе», используя частицу НЕ.

Выступление от групп и оценка по следующим критериям:

Актуальность правила, полнота

Точность и краткость изложения

Логичность

Оригинальность

Образность

Определите лучший вариант правила поведения, который необходим вашему классу как эталон поведения

 

 

Рефлексия

 

Продолжите высказывание

 

Знаю …

Не знаю …

Сомневаюсь …

Умею …

Не умею …

Затрудняюсь …

Было интересно …

 

Домашнее задание на выбор

1.    № 98

2.    Вспомните пословицы с частицей НЕ. По одной из пословиц составьте небольшой рассказ.

3.    Выпишите из словаря значение слов неймет, неймется. Составьте с ними предложения.

Литература:

1.    Учебное пособие по русскому языку для 5 класса общеобразовательных организаций. Часть 2. Учебная тетрадь по орфографии и пунктуации. Красноярск, 2023.

2.    Русский язык. 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., «Дрофа», 2023.

 

 

 

 

 

 

 

 
Copyright © cipalex.ru