Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Не с глаголами
Место урока в системе уроков по данной теме: 8 урок в теме «Письмо. Орфография». Повторение изученного в начальных классах
Цель деятельности учителя: актуализировать знания учащихся по теме, организовать работу в группах
Тип урока: урок актуализации знаний
Планируемые результаты:
Предметные: применять правило написания НЕ с глаголами в письменной речи
Метапредметные:
Коммуникативные: высказывать свое мнение и слушать партнера
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценку собственной и чужой деятельности, поиск информации
Познавательные: работать с определением лексического значения слова, фразеологизма, применять правило в учебных упражнениях и при создании собственного текста
Личностные: осуществлять самооценку поведения и его корректировку
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, работа в малых группах
Формы работы на уроке: парная, групповая
Образовательные ресурсы: ИКТ
Оборудование, наглядность: Учебник Разумовской М.М., интерактивная доска, словари, Интернет
Ход урока
Актуализация знаний
Прочитайте стихотворение. Определите тему урока.
Завести велели мне новые привычки:
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ драться за обедом!
На уроках больше НЕ говорить соседом!
Я согласен даже НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ танцевать на парте!
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и НЕ выучу уроков!
Ю. Вронский
Задание 1. Работа в парах
Раскройте скобки. Сформулируйте правило правописания глаголов с частицей НЕ. Запишите правило.
(Не)забывать, (не)отвечу, (не)взлюбить, (не)будем, (не)годуете, (не)сдобровать, (не)жалеете, (не)доумевать, (не)домогаю, (не)подведешь, (не)бросит, (не)станем, (не)могу.
Задание 2 (в парах)
Сравните ваш вариант правила с правилом в учебнике на стр. 38 и выполнение задания с эталоном на листочке 1
Попробуйте сформулировать цели урока.
Цели:
Научиться применять правило в письменной речи
Научиться составлять текст с частицей НЕ
Задание 3
Впишите синонимичный глагол, который пишется с НЕ слитно. В случае затруднения обращайтесь к словарю. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте.
1. Он возмущался – он …
2. Нельзя его принуждать – нельзя его …
3. Брат удивляется – брат …
4. Я чувствую себя не совсем хорошо – я …
5. Шторм бушевал – шторм …
6. Он чувствовал неприязнь к нему – он его…
Слова для справок: неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, недолюбливать, неистовствовать.
Сверьте свою работу с эталоном (на листочке 2)
Задание 4 (в группе)
Попробуйте объяснить значение следующих фразеологических оборотов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю. Выберите 3 понравившихся и составьте с ними предложения. Попробуйте сделать рисунок к 1 из фразеологизмов.
Не выходит из головы
Не полезет за словом в карман
Не видеть дальше своего собственного носа
Не находить слов
Не ударить лицом в грязь
Не поминайте лихом
Выступление групп и взаимооценка по следующим критериям:
Оригинальность рисунка
Уместность и точность употребления фразеологизма
Задание 5 (в группах)
Вернитесь к стихотворению Ю. Вронского. Определите смысловую роль частицы НЕ в данном тексте.
Придумайте и запишите «Правила поведения в нашей школе», используя частицу НЕ.
Выступление от групп и оценка по следующим критериям:
Актуальность правила, полнота
Точность и краткость изложения
Логичность
Оригинальность
Образность
Определите лучший вариант правила поведения, который необходим вашему классу как эталон поведения
Рефлексия
Продолжите высказывание
Знаю …
Не знаю …
Сомневаюсь …
Умею …
Не умею …
Затрудняюсь …
Было интересно …
Домашнее задание на выбор
1. № 98
2. Вспомните пословицы с частицей НЕ. По одной из пословиц составьте небольшой рассказ.
3. Выпишите из словаря значение слов неймет, неймется. Составьте с ними предложения.
Литература:
1. Учебное пособие по русскому языку для 5 класса общеобразовательных организаций. Часть 2. Учебная тетрадь по орфографии и пунктуации. Красноярск, 2023.
2. Русский язык. 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., «Дрофа», 2023.