Логотип компании Пупкин

Меню  
 
 


Случайная фраза  
 


Сегодня: вторник 30 апреля 2024 г.
 


Полезное  
 
 
Прямое и переносное значение слова  
 
Прямое и переносное значение слова. Урок русского языка

 

Тема урока: Прямое и переносное значение слова

Предмет: Русский язык.

Класс:   5.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Технологии: технология развития критического мышления

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Урок включен в раздел «Лексика. Словообразование. Правописание». Изучается после темы «Фонетика. Орфоэпия». Рабочая программа под ред. М.М. Разумовской,              П.А. Леканта.

Цель учителя:      1) познакомить обучающихся с прямым и переносным значением cлов;  2) научить различать слова по грамматическому и смысловому признаку.

Задачи: способствовать формированию познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД:

 

Ø формирование познавательных УУД:

а) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; составлять кластер; выделять необходимую информацию при работе с толковыми словарями;

б) аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения, проводить классификацию;

Ø формирование регулятивных УУД: ставить учебные задачи; давать объективную оценку деятельности друг друга на уроке с помощью самопроверки;

Ø формирование коммуникативных УУД: передавать содержание словарной статьи в сжатом виде;; учитывать позицию других участников команды; уметь полно и ясно выражать свои мысли;

Ø    Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

а) предметные:

-умеют различать прямое и переносное значение;

-умеют находить слово в толковом словаре, работать со словарной статьей.

- различают слова по лексическому значению.

б) метапредметные:

- обрабатывают  информацию из разных источников (учебник, словари);

- анализируют полученную информацию;

- слушают участников группы и вступают в диалог с участниками команды при выполнении разных заданий.

в) личностные: уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, эстетическое, эмоциональное видение окружающего мира, потребность в общении с художественными произведениями, готовность к художественно-эстетическому отражению природы.

 

Оборудование:

1)                      компьютерная презентация «Прямое и переносное значение в стихотворении С.А. Есенина»;

2)                      аудиозапись стихотворения «С добрым утром!» С.А. Есенина в исполнении С. Безрукова;

3) лист самооценки;

4) памятка для работы в группах;

4) толковые словари.

 

 

Сценарий урока

I.    Приветствие учителя: «Доброе утро (день)! Почему люди желают друг другу доброго утра? Всегда ли Вы начинаете новый день с пожелания родным и близким доброго утра? А что вы чувствуете, когда вам желают доброго утра?

Актуализация знаний.

Что ещё может быть добрым? Как мы называем слова, имеющие несколько значений? (многозначные).

Теперь обратимся  к толковым словарям (группам даются разные толковые словари). Задание: Составьте в группах кластер на основе словарной статьи «Что бывает добрым?» (на столах лежат листы А3).  Защита группами кластеров. Вопросы:

a)                  Какие значения есть у слова «добрый»?

b)                  Чем отличаются значения слова «добрый»?

 

II.          Определение темы. Целеполагание.

Как бы мы сформулировали тему нашего урока?

Какие цели мы сегодня ставим? (учащиеся предлагают варианты).

 Цели фиксируем на доске:

1.                  Различать прямое и переносное значение слова.

2.                  Определять роль  слов с переносным значением  в тексте.

3.                  Употреблять слова в переносном значении в устной и письменной речи.

Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы прийти к поставленным целям? Чтобы проконтролировать себя, у вас на столах лежат листы самооценки.

 

III.          Осуществление практической деятельности.

Задание 1.

Прослушайте  стихотворение С. А. Есенина в прочтении С. Безрукова.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

 

2.Какое настроение оно создает? (работа в группах)

3.Выпишите  в таблицу слова, которые вам не понятны.

 

Слово

Предположение

Словарь

заводи

 

 По Ефремовой

 Заводь - небольшой залив, участок реки, в котором течение отсутствует или принимает обратное направление; мелкое место пруда, озера.

По Ожегову

Заводь - небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением

Заводь в Энциклопедическом словаре:

Заводь - речной залив, обычно по низким берегам рек, в котором течение или отсутствует, или принимает обратное направление.

затон

 

 

брезжит

 

 

 

 

Предположите, что они могут обозначать.  Обсудите  в группах.

Проверьте свое предположение  по словарю и заполните таблицу.

Оцените свой результат по листу самооценки. (1)

4.                  Выпишите слова в переносном значении, распределяя их по трем группам: существительные, прилагательные, глаголы.

Существительные:  зеркало, сетка, косы, перламутр.

 Глаголы: задремали, румянит, улыбнулись, растрепали, горят.

Прилагательные: золотые, сонные, шелковые, серебряный, добрый.

 Проверка по эталону (слайд). Промежуточный вывод: Какую цель мы реализовали? Оцените свой результат по листу самооценки (2).

5.                  Работа с учебником. Какие новые термины вы узнали? Озаглавьте получившиеся столбики таблицы, используя теоретический материал учебника с. 92. Вопрос: На что мы обращаем внимание при определении вида тропа? (на часть речи). Обобщите Ваши наблюдения.

Оцените свой результат по листу самооценки (3).

 

6.                  Замените  в тексте слова в переносном значении словами в прямом значении. Что получилось? Обсудите результаты в группах. Устно поделитесь наблюдениями.

Промежуточный вывод: Какую цель мы реализовали?

Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в художественном тексте.

Физкультминутка.

Задание 2.

Ученики получают лист с деформированным текстом упр. 258.

Задание: Восстановите текст, используя слова в переносном значении (индивидуальная работа).

 

Всё лето листья подставляли солнцу свои (что?). И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки (какими?)   Зашумел в лесу (какой?) дождь. Капля по листику (что сделает?) и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся – (что сделают?) листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится (какой?) смерч.  По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, (что делают?) на паутинках.

  Шумит (какой?) дождь.

 

Прочитайте свои тексты классу (выборочно).

Чей текст вам показался наиболее интересным? Обоснуйте свой ответ.

Сравните ваши тексты с авторским (упр.258) – Н. Сладков.

 

IV.           Подведение итогов деятельности.

 

 Обратитесь к Вашим листам самооценки. Соотнесите данные в листах с поставленными целями, сделайте вывод (4).

Посчитайте Ваши баллы в листах самооценки.

6-7б – «хорошо»

4-5б  - «удовлетворительно»

0-3б – «слабо»

 

Пожелайте друг другу что-то хорошее, используя слова в переносном значении.

 

Домашнее задание:

На выбор:

1.                  Упр. 261 (по заданию).

2.                  Написание собственного текста «Зима» с использованием тропов.

  

Приложение.

Лист самооценки:

 

Определение лексического значения

Различение прямого и переносного значения

Умение анализировать теоретический материал

Умения употреблять слова в переносном значении в письменной и устной речи

 

 

 

 

 

 

0 - Не умею

1-    Испытываю затруднения

2-    Умею хорошо

Итог урока:

8б – «отлично»

6-7б – «хорошо»

4-5б  - «удовлетворительно»

0-3б – «слабо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Copyright © cipalex.ru